Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Н.А. Назарбаев

Бесплатные шаблоны Joomla

sheinin-mikhail

Михаил Шейнин, Мельбурн, Австралия

Со всех уголков Казахстана, из ближнего, а то и дальнего зарубежья неслись поздравления коллективу нашего вуза во главе с его руководства в лице ректора Алтынбека Нухулы в связи с обретением статуса университета. Мы решили ввести в газете рубрику «Горжусь!» для публикации поздравлений наших ветеранов, бывших коллег и выпускников в связи с радостными событиями жизни вуза. Открываем новую рубрику письмом выпускника и бывшего преподавателя кафедры литературы Михаила Зиновьевича Шейнина

Михаил Шейнин, Мельбурн, Австралия

 

Рождение нового университета - это всегда знаменательное событие в культурной жизни города, области и даже целой страны. Павлодарский педагогический университет, впрочем, возник не на пустом месте. Его появлению предшествовали десятилетия существования Павлодарского педагогического института. Возникнув чуть более 50 лет назад, Павлодарский пединститут прошел славный путь ускоренного развития, ибо что такое каких-нибудь 55 лет, если учесть, что первые университеты в Европе возникли еще в 12-13 веках, а в мусульманском арабском мире и того раньше!

Хорошо помню эти первые десятилетия пединститута, когда открывались новые факультеты, строились новые учебные корпуса и общежития. Помню и тех, кто возглавлял факультеты, кафедры. Почти все они были талантливыми педагогами, замечательными личностями, положительно влиявшими на нравственно-психологический климат в коллективе. И многие из них естественным образом опирались и использовали опыт преподавания своих университетских учителей: Сталина Андреевна Кузьменко - Ленинградского, Вениамин Семенович Махлин и Наум Григорьевич Шафер - Алма-Атинского, Юрий Павлович Андрианов - Львовского... В короткий срок Павлодарский пединститут сделался одним из самых уважаемых вузов соответствующего профиля в Республике. Здесь, пожалуй, нет нужды перечислять имена выпускников пединститута, прославивших свою альма-матер как на ниве просвещения, так и в области научно-исследовательской деятельности. Их немало, докторов и кандидатов наук, заслуженных учителей республики, отличников Просвещения Казахстана. Но еще больше тех, кто, не претендуя ни на какие громкие звания, не получая и даже не помышляя ни о какой материальной выгоде, самоотверженно и жертвенно изо дня в день трудился и трудится во благо народного образования и воспитания подрастающего поколения.

В тяжелые 90-е годы пединститут переживал трудные времена, когда казалось, что рушится все, что было достигнуто упорным трудом нескольких поколений преподавателей и студентов. На короткое время институт даже прекратил свое существование, но затем возродился, словно сказочная птица Феникс, - и во многом благодаря усилиям его бывших выпускников, снискавших авторитет в научном сообществе и вместе с тем достаточно влиятельных, чтобы к их голосам прислушались. И вот теперь Павлодарский пединститут получает новый статус - Педагогического Университета.

Но чем же отличается университет от института? Неужели только более щедрым финансированием, что, разумеется, открывает новые перспективы и возможности развития прежде всего в плане научно-исследовательской деятельности, а также ремонта корпусов, оснащения учебных помещений современной мебелью, новейшими компьютерами, копировальной техникой и даже электронными досками, справедливо считающимися одним из чудес нашей цивилизации и непременным условием достижения высоких образовательных целей...

Хотелось бы напомнить, что первые европейские университеты зарождались как такие сообщества преподавателей и студентов, где приветствовался и широко поддерживался дух поиска истины и здорового критицизма, - следовательно, свободы, медленного и мучительного освобождения разума от сковывающих его догм.

Университеты были вершинами культурного ландшафта Европы. Не только (и не столько) альма-матер - "матерью кормящей", дающей профессию и вместе с ней возможность прокормить себя и свою семью в последующие годы. При всех ограничениях и препятствиях, всякий раз продиктованных теми или иными конкретно-историческими обстоятельствами или социальными условиями и условностями, университеты оставались тем уникальным пространством, внутри которого пытливый ум средневекового студиозуса воспарял к небесам и проникал сквозь земную твердь, высвобождая и укрепляя духовные силы человека. В горячих спорах школяры и их магистры оттачивали логику рассуждений и совершенствовали искусство риторики.

Университеты были и остаются ускорителями общественного прогресса, который немыслим без ощущения той внутренней свободы, которая, по счастливо найденному поэтом эпитету, является "крылатой". Однако эта "крылатая свобода" не есть горлопанство и разнузданность. Это есть неугасимое стремление постичь, понять закономерности Универсума, стремление, которое необходимо пронести культурному человеку через всю свою жизнь, преодолевая тяготы и оковы быта. Это есть и уважение студентов к своим наставникам, которые бережно и мудро ведут их по тернистой дороге жизни.

Почти полвека назад я окончил Павлодарский пединститут. Но в моей памяти сохранились и не померкли образы моих дорогих учителей. Вот все они проходят перед моим мысленным взором, со своими любимыми фразами, словечками, порой смешными, но неизменно трогательными жестами и привычками. Я могу воспроизвести целые фрагменты их лекций, бесед с ними. И в самые тяжелые, драматические минуты жизни эти воспоминания приносили мне надежду и умиротворение бунтующему разуму... И теперь я убежден, что, если молодой человек встретит в начале своей жизни настоящего Учителя, наставника и старшего друга, этот молодой человек даже в самых тяжелых обстоятельствах не почувствует себя абсолютно несчастным...

И в заключение я поздравляю преподавателей, сотрудников и студентов с радостным событием - появлением Педагогического Университета! Хочу верить и надеяться, что это не станет чисто формальным событием, а внушит ответственность за ту высокую культурную миссию, которую символизирует собой слово "университет". Удачи во всем и новых свершений!