Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Н.А. Назарбаев

Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

net-drugoi-professii-1Гульнас Кенжетаевну Ахметову, члена-корреспондента Национальной академии наук РК, доктора педагогических наук, профессора, председателя Правления АО «НЦПК «Өрлеу», стоявшего у самых его истоков, в ближнем и дальнем зарубежье знают как крупного специалиста в области образования и науки. Сотни научных трудов, лекции в лучших мировых вузах, многолетняя деятельность в руководстве одного из флагманов казахстанского высшего образования – достижения нашей землячки на самом деле вызывают чувство гордости. А начинался ее путь в большую науку в стенах нашего института. Мы попросили ученого-педагога ответить на ряд наших вопросов.

Гульнас Кенжетаевна, Ваши земляки не только гордятся Вами как крупным ученым в Республике Казахстан в области педагогики, общественным деятелем, но знают и как представительницу замечательной учительской династии. Ваши родители долгие годы успешно трудились в единственной казахской школе №10 г. Павлодара, заслуженным учителем была и Ваша тетя по материнской линии. Насколько повлияли на выбор будущей профессии традиции Вашей семьи?

Я горжусь тем, что представляю учительскую династию. Учителем в медресе был мой дед по материнской линии, там же работала его супруга – моя бабушка. Около 40 лет проработала учителем начальных классов в единственной в те годы казахской школе №10 города Павлодара моя мама – Молдабекова Рауза Аскаровна, отличник народного просвещения республики. Ее сестра, Заслуженный учитель Казахской ССР Молдабекова Разия Аскаровна, тоже всю свою сознательную жизнь отдала учительскому труду, работала в этой же школе. В те годы профессия учителя была самой востребованной и уважаемой. Учителями работали лучшие из лучших, престиж учителя был высок в обществе!

Мои родители встретились и полюбили друг друга в школе. После Великой Отечественной войны, возвратившись из Берлина, награжденный орденами и медалями за участие в войне, мой папа – Ахметов Кенжетай Ахметович, работал учителем начальной военной подготовки в школе, и именно тогда состоялась его встреча с мамой! Я с самого рождения находилась в учительской среде, и поэтому для меня лучше профессии учителя нет! Я ее понимаю, знаю, чувствую, люблю! И это очень важно! Каждый день общения с молодежью, педагогами дает мне искренний заряд энергии.

В 90-е годы бывшего столетия, в годы распада Советского Союза и хаоса, многие меняли свои профессии, в том числе и педагоги. И меня звали на самые разные работы… Несомненно, труд педагога сложен, много второстепенной и не свойственной природе учителя деятельности, бумаготворчества, постоянный шумовой фон и др. Именно поэтому сегодня все чаще ученые, педагоги и учителя говорят об эмоциональном угасании, о снижении стрессоустойчивости, чрезмерной усталости, учащении депрессивных состояний учителей.
Безусловно, социуму надо обратить на это внимание и многое сделать для повышения статуса учителя в современном
обществе. Но для меня постоянное общение с молодежью, с искренне чистыми и отзывчивыми людьми, которые полностью доверяют тебе, делятся своими секретами, многое познают с твоей помощью и открыты к диалогу, является доминантой. Дети и молодежь, если не брать во внимание их детскую шалость, в основном, чисты в помыслах и ожиданиях, не обременены жизненным отрицательным опытом, подлостью, угодничеством ради выгоды, они заряжены положительным зарядом, и это прекрасная сторона нашей профессии! Нет в мире другой такой профессии.

 net-drugoi-professii-2

Разумеется, постоянное общение в педагогической среде оказало огромное влияние на выбор мною профессии. Я помню постоянные общения моих родителей с учителями. Родители часто звали в гости домой учителей, сами тоже ходили к ним в гости. За столом с любовью говорили о работе, о детях, родителях, об открытых уроках, поведениях и поступках учащихся. Мне кажется, даже других разговоров и не было. Каждая их встреча обязательно сопровождалась пением, пели они разные песни. Я сожалею, что сегодня наше поколение за столом поет редко. Зато почти у всех телефоны на столе.

Я помню, как моя мама после уроков сопровождала отдельных детей до дома. Все это как сейчас перед моими глазами. Поэтому я всегда была твердо уверена в правильности избранного мною пути!

Сегодня, представляя учительскую династию с общим трудовым стажем более одного века, хочу признаться, что я горжусь своей профессией. Можно сказать, моя профессиональная карьера состоялась. Думаю, профессию надо не просто любить, но и знать все ее грани, иначе многие трудности, встречающиеся на пути, тем более в педагогической работе, могут привести к разочарованию.

После окончания вуза Вы были направлены для научной подготовки в Москву. Чем запомнились эти годы, трудно ли было адаптироваться в столице – ведь такая разница с размеренным по ритму жизни областным центром?

Я закончила физико-математический факультет с отличием. По окончании института меня как ленинского стипендиата направили в аспирантуру Саратовского государственного университета. Я загорелась желанием ехать! Но судьба распорядилась по-своему. Мой будующий супруг уговорил меня выйти замуж, а учебу оставить на потом… Оно так и вышло. До переезда в Алма-Аты я работала ассистентом кафедры педагогики и психологии, затем секретарем комитета комсомола института. Затем был нелегкий переезд в Алма-Ату, так как супруг решил кардинально поменять работу и заняться научной деятельностью. Я устроилась на работу в НИИ педагогических наук имени И.Алтынсарина младшим научным сотрудником. Через 2года супруг получил направление в целевую аспирантуру в Москву. Опять надо было переезжать. Но жить вдвоем на одну стипендию в Москве было невозможно. Я решила поступать на конкурсной основе в московскую аспирантуру в академию педагогических наук СССР. На одно место было несколько человек из разных регионов СССР. И когда конкурсная комиссия объявила результаты экзаменов и меня зачислили в очную аспирантуру со стипендией, я была на вершине счастья. Разумеется, спокойная и размеренная жизнь в Алма-Ате, где много знакомых, и ты многое знаешь и понимаешь, в корне отличается от жизни в общежитии в Москве. Но адаптироваться было необходимо и причем, чем быстрее, тем лучше, так как строго ограниченные сроки учебы, стипендии, общежития не давали возможности расслабиться. Оставить трехлетнего ребенка у родителей было нелегко. Огромное спасибо моим родителям и родственникам, которые верили в нас. Нам надо было оправдать доверие многих – родителей, родственников, коллег по работе. Работали, не покладая рук, утром рано уходили в библиотеку и вечером, закрыв ее, приходили домой. И все получилось! Три учебных года прошли быстро. Я защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук ровно через три года.

Годы учебы в Москве дали огромный жизненный опыт. Я полюбила Москву на всю жизнь! Конечно, она сегодня совсем другая, но дух величественного мегаполиса, с большой конкуренцией, огромным количеством профессионалов своего дела, быстрым темпом движения и развития сохранился. Москва – это мировой образовательный центр, и учиться там – большая удача!

В целом, я довольна своей профессиональной карьерой. Никогда не лоббировала свои назначения, никто никогда не просил продвинуть меня по работе. Все пришло само с собой, торопиться считаю не нужным, время расставит все по местам. Конечно, Алматы исключительный регион. Огромная конкуренция, много ученых, успешных и амбициозных людей. И чтобы продвинуться здесь, необходим труд и еще раз труд! Главное – быть в ладу с самим собой и смело двигаться, не стоять на месте, быть искренним и честным по отношению к коллегам и коллективу. Людей лживых и угодников всегда чувствуют окружающие. И только тогда тебя будут ценить и понимать.

Вы написали по-особенному теплые слова о своем учителе, профессоре Гафуре Мукановиче Муканове в будущую книгу о первом декане физико-математического факультета нашего вуза, которая также выйдет в рамках юбилея. Кого еще из своих вузовских педагогов Вы вспоминаете также тепло все эти годы?

Студенческие годы – самые интересные. Мне кажется, физико-математический факультет всегда особенный, студенты креативные, со своим собственным мнением и хорошими амбициями. Факультет особенный еще и тем, что, как обычно, дают решать огромное количество задач, а к концу семестра они накапливались, и надо было решать одномоментно множество задач. Мы собирались группами, кто-то решал задачи, кто-то переписывал, кто-то просто сидел. Я любила решать
задачи. Не важно, кто какую роль играл, мы на это не обращали внимание. Нам было весело всем вместе. У нас было много замечательных педагогов. Среди них Виктор Иосифович
Рожкин, Канатбек Каирбаевич Каирбаев, Евгений Евгеньевич Солтан, Борис Варфоламеевич Колесников, Олжабай Кайкенович Жармакин, Николай Иванович Мачнев, Петр Иванович Гостищев, Борис Николаевич Дроботун и другие. Особые слова благодарности сказаны мною в книге-воспоминании о Гафуре Мукановиче Муканове – декане физмата. Это был нтеллигентный, высокообразованный человек. Всех своих преподавателей я вспоминаю с огромной теплотой и благодарностью. Благодаря их труду мы получили достойные знания, навыки работы и общения, которые помогли и помогают мне по жизни.

Сегодня я с удовольствием вспоминаю своих педагогов. В работе стараюсь быть похожими на них. Какие преданные
своей профессии были люди! Многих уже нет в живых, но память о них в моем сердце!

net-drugoi-professii-3

Такими молодыми и красивыми остались в памяти наставники

 Почти четверть века Вы работали в ведущем вузе страны – в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби, пройдя ступени вузовской карьеры от ассистента до проректора, читали лекции в университетах США, Великобритании, Японии, Южной Кореи и других стран. Как Вы оцениваете уровень высшего образования в стране, и каковы, на Ваш взгляд, перспективы регионального педагогического вуза, в частности ПГПИ, сегодня?

После учебы в Москве я продолжила работу в НИИ пед.наук имени Алтынсарина. Диплом кандидата наук дал возможность осуществить в жизнь мечту – устроиться на работу в ведущий вуз страны – КазГУ имени С.М.Кирова. Несколько моих проб открыть двери этого университета не увенчались успехом. Понятно, желающих трудиться там было много, да и время было жгучего протекционизма. И вдруг слышу, что на кафедру психологии объявлен конкурс младшего преподавателя. Заведующим кафедрой был профессор К.Б.Жарикбаев Я до сих пор ему искренне благодарна! Пришла к нему, представилась, показала московский диплом. Он спрашивает: «Вы кандидат педагогических наук, а психологию знаете, можете преподавать?». Провела открытую лекцию, и затем пошли к ректору университета О.А.Жолдасбекову. Он задал мне один вопрос: «Вы из Павлодара, знаете казахский язык, можете читать лекции на казахском языке?». Я сказала: да, хотя понимала, что будет очень сложно! Так я поступила на работу в КазГУ и через год перешла на кафедру педагогики. Стала принимать активное участие в жизни университета.

Уже в годы независимости, в 1994 году, коллектив преподавателей предложил мою кандидатуру заведующей кафедрой. Затем докторантура КазГУ, защита докторской диссертации… Это были годы первых в университете демократических выборов. В 2004году меня назначили проректором по учебно-методическому объединению, на заседаниях УМО с участием ректоров, проректоров университетов страны обсуждали государственные стандарты, учебники и учебные пособия, основные направления учебной деятельности вузов. Впоследствии назначили проректором-директором вновь созданного центра послевузовского образования, руководящего деятельностью совершенно нового направления работы магистратуры и докторантуры университета.

Основную часть своей деятельности провела в ведущем вузе страны. Спасибо судьбе, счастливому случаю, предоставившему возможность трудиться в этом великом университете. Его история, выпускники, преподаватели, с кем я работала, всегда для меня были примером и стимулом совершенствования.

По долгу своей службы, являясь проректором КазНУ, ездила во многие страны, посетила многие вузы. Казахстан первым из стран СНГ провел модернизацию высшего образования, введены магистратура, докторантура PHD, кредитная система обучения и др. Кстати, Казахстан первым из стран СНГ перешел на многоуровневую систему обучения. Например, Россия значительно позже перешла на эту систему. И это радует! Казахстан стал полноправным членом Болонского процесса, главная цель которого сближение и гармонизация систем высшего образования стран с целью создания единого пространства высшего образования. Сегодня в вузах страны широко используются в учебном процессе новые технологии обучения, направленные на активизацию студента, развитие его самостоятельной деятельности по добыванию знания. По многим параметрам высшее образование в РК соответствует мировым стандартам. Однако понятно, что еще имеются определенные недостатки, о которых многие знают, о них пишутся в средствах массовой информации, и я не хотела бы акцентировать на этом внимание в настоящее время.

В 2010 году по просьбе министра образования и науки Б.Т.Жумагулова перешла на работу директором в Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования.
Была поставлена задача – создать Национальный центр повышения квалификации и модернизировать систему повышения квалификации РК, что и было успешно осуществлено общими усилиями большого коллектива.

Теперь о том, как я вижу перспективы развития высшего педагогического образования, в частности, и на моей малой родине. Педагогическое образование в Казахстане необходимо развивать и поднимать на более высокий уровень, и это особенно важно в настоящее время обновления содержания среднего образования. Сегодня современной школе необходим учитель, который научит учащихся адаптироваться к реалиям современной жизни. Век учителя-информатора ушел, сегодня нам необходим учитель-консультант, учитель-наставник, учитель-методист. Таким образом, усиливается направляющая функция учителя. Именно поэтому современное педагогическое образование должно быть ориентировано на новые технологии обучения, направленные на активизацию самих обучающихся в познавательном процессе и, в целом, в жизни.

ХХІ век, как справедливо отмечают ученые, политологи, общественные деятели – век экономики, основанной на знаниях. Павлодар – промышленный регион Казахстана. Павлодарский алюминиевый, нефтехимический, электролизный, ашиностроительный заводы, Аксуский ферросплавный завод, Экибастузское и Майкубинское угольные месторождения стали гордостью всей республики и вносят огромную лепту в экономику страны. Именно регионы являются движущей силой развития всего государства. Сильный регион – сильная страна! Поэтому перспективы и возможности регионального вуза здесь большие.

Павлодарский педагогический институт всегда был в ряду сильных высших учебных заведений страны, готовящих учителей. Желаю моей альма-матер оставаться в числе лучших!

Благодарим за беседу.

 Николай РЕМИЗОВ