Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Н.А. Назарбаев

Здесь нашел интересный обзор

Из нашей почты

«С ЮБИЛЕЕМ ТЕБЯ, АЛЬМА-МАТЕР!»

 

ЕСЛИ КТО-ТО НАЗОВЕТ МЕНЯ УЧИТЕЛЕМ –

ЗНАЧИТ, ЖИЗНЬ ПРОЖИТА НЕ ЗРЯ!

 

call-me-teacher1Важным этапом работы центра «Ұлағат» над книгой о лучших выпускниках вуза стало наше обращение ко многим из них, проживающим в разных городах, а то и странах дальнего зарубежья. И с признательностью отмечаем то, что на эти письма отвечали, хотя можно было сослаться на занятость, просто проигнорировать… Тем более, что наши лучшие выпускники, как правило, люди успешные, востребованные и действительно занятые. К нам полетели письма из Германии, Австралии, многих постсоветских государств… А сколько наших проживает в Москве!

В рубрике «С юбилеем, альма-матер!» мы разместили письма-воспоминания, пришедшие от откликнувшихся на нашу просьбу выпускников из других городов и стран. К слову, многие из написавших прислали и фотографии студенческой поры…

Некоторые размышления одного из тысячи выпускников Павлодарского государственного педагогического института.

Юбилей вуза – это так волнительно и ответственно. Это подведение итогов за полвека, это и новые задачи, стоящие на следующие годы…

Я, Жумабекова Рысты Маговьяновна, одна из тысяч выпускников родного пединститута. Когда училась, не понимала, что учусь в одной из лучших кузниц педагогических кадров в стране. По истечении времени, особенно сейчас, понимаю, что такой высококвалифицированной подготовки, как в нашем вузе, пожалуй, мало у кого было. Я имею в виду, как педагогические вузы, так и вузы других профессиональных направлений. И это заслуга профессуры, которая трудилась и трудится сейчас.

Пройденный мною путь педагога был непрост. Начинала я старшей пионервожатой в Коминтерновской средней школе. Директором школы была Лебедь Любовь Евгеньевна. В нашей школе работали выпускники из вузов Киева, Москвы, Ленинграда. Это была очень высокая профессиональная планка, которой мы, местные кадры, ничуть не уступали. Важно сказать о том, что это была прекрасная школа обмена знаниями, опытом, культурой, причем взаимная. Любовь Евгеньевна, как директор школы, очень много внимания уделяла наставничеству. Почему-то меня она особо опекала, в хорошем смысле. Многому научила, но и требовала от меня больше, чем с кого-либо. Потом, после, когда уже я сама стала директором школы, узнала, почему мой первый наставник – Лебедь Любовь Евгеньевна– так трепетно, вместе с тем требовательно относилась ко мне. Она была потомком тех переселенцев из Украины и средней полосы России, которые прибыли в наши степи в самом начале 20 века (1906-1910 гг.).

Мой прадед Жумабек в те годы возглавлял волость (был волостным), куда прибыли переселенцы. И, как мне рассказывали потомки и очевидцы тех событий Омельченко, Мулявко и др., именно мой прадед помог переселенцам, выделив им кров, наделив их землями. Каждой семье была выделена лошадь, коровы и прочая живность. Местные жители делились хлебом и солью с людьми, пришедшими не по своей воле в наши степи. Сейчас действия моей первой наставницы могли бы посчитать протекцией, но это была для меня большая школа, которая до сих пор является ориентиром во многих моих действиях. Светлая память о Любовь Евгеньевне останется во мне навсегда.

После в моей жизни было очень много встреч с интересными людьми, у которых я училась, но школа, пройденная в самом начале жизненного пути, остается навсегда. Это я поняла сейчас, будучи уже зрелым человеком.

В феврале 1999 года я была депутатом Мажилиса Парламента РК, мне предложили должность Председателя Комитета среднего общего и профессионального образования МОНа РК. Это были непростые годы. Начало становления независимого Казахстана. Перед нами стояла задача полной компьютеризации школ страны. Не прошло и 20-ти лет, а насколько далеко шагнула компьютерная грамотность в республике!

В первые годы, помню, не хватало специалистов, учителя на марше учились и познавали новую технику. Много было интересных, а порой даже курьезных моментов, связанных с компьютерами. Да что теперь об этом вспоминать… Слава и хвала нашему учительству, которое не уступает мировым стандартам! Слава педагогическим вузам, в том числе и нашему Павлодарскому государственному педагогическому институту, который в чем-то даже опережает многие моменты в подготовке конкурентоспособных специалистов для школ страны.

Я горжусь, когда в Астане вижу, как хорошо приглашают на работу в столичные школы выпускников нашего вуза. Это очень высокая оценка труда тех, кто их готовит, наших педагогов-ученых.

В ноябре 2001 года меня назначили заместителем акима Павлодарской области по социальным вопросам. И я вновь встретилась с еще одним моим наставником и учителем – Шаяхметовым Тасболатом Касеновичем, который бессменно возглавлял наш Павлодарский педагогический институт 19лет.

Интеллигент в высоком смысле этого слова, высокоинтеллектуальный человек, он давал такие важные советы, при этом не навязчиво, а умело и вовремя, что помогало мне в разрешении многих проблемных моментов не только в сфере образования, но и в общении с людьми, в разрешении многих социальных и, если хотите, идеологических проблем нашей области. Да, это были яркие личности! Я счастлива, что могу назвать их высоким словом – Учитель. Мой Учитель! И если хоть один человек назовет меня своим Учителем – значит, жизнь моя прожита не зря!

Все годы независимости нашей страны сфера образования претерпевает реформирование. И это нормально, потому что время динамично. Все быстро меняется, и еще вчера нам нужно сделать то, о чем нам говорят сегодня. Перед нашим родным институтом стоят задачи по подготовке суперсовременного педагога для школ, где учатся школьники 21 века, требующего еще с пеленок обладать навыками, знаниями, умениями, необходимыми для нормального функционирования в жизни. Это сложно.

По сути, учитель новой формации – это многофункциональный, с высоким интеллектом суперспециалист. В чем заключается многофункциональность? Место узкой специализации по профилю уступает специализации по направлениям естественно-математического цикла, общественно-гуманитарного цикла. То есть учитель должен быть высококвалифицированным специалистом по целому циклу предметов. Это не просто, но возможно. Переход на 12-летку предусматривает именно эту задачу.

Интеллект – это само собой разумеющаяся задача. Учитель должен находиться в постоянном процессе пополнения собственных знаний. Учиться, учиться, учиться! Научить еще со школьной скамьи, а потом в вузе будущего учителя самостоятельной добыче и пополнению собственных знаний. Все условия для этого есть. Остается научить добывать знания постоянно. Суперспециалист – это человек, который обладает способностью быть на одной волне с учеником. Быть мобильным, хорошо ориентироваться во всех современных трендах. Быть здоровым, спортивным, хорошо двигаться, танцевать, с хорошей речью и дикцией, хорошо ориентироваться во всех событиях, происходящих в стране и мире. Быть хорошим, интересным собеседником. Уметь сопереживать, обладать хорошими навыками психолога. Вот таков портрет современного выпускника нашего педагогического института, а завтра – учителя в школе.

Таковы мои размышления перед юбилеем родного педагогического института. Пожелание одно: вы все, кто сегодня работают в Павлодарском педагогическом институте – учителя учителей, которые формируют будущее нашей страны. Это так ответственно!

Успехов всему институту на этом сложном поприще! Впереди – новые горизонты. Пусть все у вас получится! Чистого горизонта вам, мои дорогие коллеги, ясных, четких задач и их решения!

 

С уважением,

Рысты ЖУМАБЕКОВА

выпускница ППИ 1978 года,

кандидат педагогических наук

 

От редакции: Автор окончила филологический факультет вуза в 1978году. Общественный и политический деятель, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (1995-1999гг.), секретарь Комитета по социально-культурному развитию; с 1999 по 2001г. – председатель Комитета среднего и профессионального образования Министерства здравоохранения, образования и спорта РК, директор Департамента среднего общего и начального профессионального образования Министерства образования и науки РК. С 2001 по 2010г. – заместитель акима Павлодарской области. В настоящее время проживает в Астане.