Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Н.А. Назарбаев

Статьи и обзоры nachodki.ru

kak-budto-vchera1Впервые о Надежде Петровне Балан я услышала от одной из первых выпускниц института Валентины Васильевны Шершневой, когда искала материалы книги об истории вуза, его первом ректоре. «В Аксу живет человек, который тебе поможет, езжай к ней. Она не только одна из первых студенток вуза, но и первый секретарь институтского комитета комсомола, незаменимая помощница Анатолия Семеновича», посоветовала Валентина Васильевна, дав мне домашний телефон этого человека. И вот я, договорившись о встрече, сижу с Надеждой Петровной в ее уютной квартире.

Передо мной лежат поистине исторические документы, относящиеся к периоду становления Павлодарского педагогического института. Студенческий билет Нади Балан, датированный 1963 годом, памятка делегату первой комсомольской конференции Павлодарского института, состоявшейся в 1964 году, с повесткой дня, регламентом и песнями, Устав первого комсомольского студенческого строительного отряда, многочисленные грамоты Надежды Петровны – и как комиссару первого стройотряда пединститута, и как комсомольскому вожаку, и как делегату первого (!) съезда женщин Павлодарской области… А сколько фотографий, запечатлевших не только студентов тех лет, но и первого ректора вуза Анатолия Семеновича Катеринина. Таких снимков точно не найти даже в нашем музейном архиве.

Напротив меня седовласая доброжелательная собеседница, которая до слез была растрогана вниманием руководства вуза, передавшего ей добрые слова пожеланий и гостинцы накануне Наурыза. За чашкой чая Надежда Петровна вернулась на более чем полвека назад, вспоминая первые годы института, свою студенческую молодость, дела давно минувших дней.

Сама я родом из старинного русского города Ростова-на-Дону, в семье нас было восемь детей. Но не бедствовали, жили, как все в послевоенные годы. Я окончила политехникум связи и рванула в 1958 году на целину. Такими уж были мы, советские юноши и девушки, в ту пору романтики. Приехала в Павлодарскую область, где поработала в нескольких районах – везде же надо было налаживать связь, но в сердце больше всего запала Железинка. Места там красивые, околки березовые, Иртыш рядом. Конечно, после мягких и малоснежных ростовских зим злые павлодарские морозы радости не прибавляли. И хотя профессия у меня была востребованная, освоила я и трактор. В посевную не хватало рабочих рук, да и в уборку они были на вес золота, и мы, молодые целинники, садились за руль железного коня и помогали механизаторам. Стала вроде обвыкаться на месте, и тут на глаза мне попала заметка, что в областном центре открывается пединститут. Решила сестренку Любу – как раз она школу окончила – позвать к себе из Ростова-на-Дону, отвезти поступать в новый вуз. Пусть, думаю, потом здесь со мной рядом и останется хоть одна родная душа. Поступать поехала она не одна, я поехала как старшая. Не заметила, как и сама стала студенткой нового института (Смеется). Вот так на пару с сестренкой и сменила профессию связиста на профессию учителя.

 

Надежда Петровна, за давностью лет открытие вуза связывают не со старым зданием седьмой школы, а с новым, нынешним, который был сдан в эксплуатацию тоже в 1962 году. Так, где же на самом деле сдавали документы первые студенты вуза?

В одноэтажном старом здании, которое и на самом деле было прежним зданием седьмой школы. Здание это историческое, там много чего до того размещалось. Это уже когда Анатолий Семенович (ректор – М.Р.) отвоевал для нас новое здание третьей школы, что располагалось по улице Куйбышева (ныне Торайгырова – М.Р.), мы первое время продолжали жить в старом здании, в новом учились. Потом, когда обустроились полностью в новом здании, все перебрались туда. Там у нас и учебные аудитории были, и администрация с педагогами расположилась, и общежитие, в котором жили все приезжие студенты. На одном этаже парни, на другом – девушки. И учились там, и вечера проводили. В общем, настоящий второй дом. Жили дружно и весело, все друг друга знали – стали, как одна семья.

 

После того, когда в вузе была создана комсомольская организация, которую студенты доверили возглавить Вам, чаще довелось общаться с Анатолием Семеновичем Катерининым, советоваться, может, даже спорить… Каким он Вам запомнился?

Строгость и простота – я бы назвала, прежде всего, два этих качества, которые отличали нашего ректора. При всей его интеллигентности общения никто из нас, студентов, и подумать не мог о фамильярности. Хотя проявление любой инициативы наш ректор приветствовал, у нас многое делалось в вузе на общественных началах. Мы его крепко уважали, знали, как он заботится об институте и о нас. Анатолий Семенович так искренне радовался нашим, даже вроде бы малюсеньким достижениям, что здесь уместно говорить о настоящей отеческой заботе. Он и нас учил, чтобы мы к родному вузу относились как к своему дому. Мебели в новом здании не хватало, так мы, студенты, в столярной мастерской сами ее делали, сами отличный спортзал соорудили. Агробиостанция, радиокружок – это тоже задумки ректора. Мы ни в чем не хотели уступать индустриальному. Была между двумя вузами некоторая состязательность. Когда у них стройотряд появился, некоторые из наших в него записались. Потом при поддержке Анатолия Семеновича создали свой стройотряд.

 

Вот у меня в руках документы, связанные со стройотрядовским движением в пединституте и, в частности, с Вами – Почетная грамота облисполкома за участие в ССО, приветственное письмо обкома комсомола, областного штаба ССО в ознаменование 20-летия стройотрядовского движения как его ветерану. Там есть такие слова: «Вы во всем и всегда были первыми, по зову сердца пошли создавать студенческую планету – целину…». Какой она запомнилась, эта стройотрядовская страда?

Как одна из самых замечательных студенческих традиций. Поблажек нам, студентам пединститута, не было. Так же, как и бойцы из индустриального института, строили хозяйственные объекты на селе. Потом уже было пять отрядов, в каждом из которых – три десятка человек. За каждым отрядом были закреплены опытные мастера, как правило, студенты стройфака индустриального института. Ставили сельчанам концерты, когда заканчивался трудовой день. Отличием стройотрядов пединститута было то, что каждый из наших отрядов брал с собой на студенческую целину двух «трудных» подростков из школ и других детских учреждений Павлодара. Комиссарить в ССО было полезным для меня лично и тем, что только в совместном труде ты по-настоящему узнаешь каждого. Все, как на ладони – кто выкладывается на сто процентов, а кто (таких было мало и в следующие сезоны их уже не брали) поехал только за длинным рублем.

  kak-budto-vchera2

Комсомольское собрание ведет Надежда Балан

 

kak-budto-vchera3

«Легкий перекус» вместе с ректором на субботнике

 

Как сложилась Ваша жизнь, кем трудятся дети? Что вспоминается из студенческих лет?

Я благодарна студенческим годам – столько друзей, столько впечатлений. Столько живой работы. Какой у нас был ректор!.. Столько строилось зданий для вуза – два общежития сдали, затем новый корпус на Мира появился. Анатолий Семенович на этих стройках допоздна проводил. Мне же посчастливилось стоять у истоков комсомольской организации, первой ее возглавить, побывать на многих республиканских комсомольских конференциях и семинарах. Так ярко запомнилась поездка в Кремлевский Дворец съездов, где перед комсомольскими лидерами выступала тогда еще молодая Александра Пахмутова. В той поездке со мной была и Валентина Шершнева. Но моя комсомольская нагрузка нисколько не снимала спроса со стороны преподавателей. После окончания института я поступила работать на кафедру педагогики, сдала кандидатский минимум. Анатолий Семенович (ректор – М.Р.) советовал: «Ты, Надя, так срослась с комсомолом, напиши научную работу об его истории, становлении в нашей области. Интересная ведь может получиться диссертация». Сдала кандидатский минимум, но, к сожалению, человек предполагает, а Бог располагает. Вышла замуж, родились дети. Потом была другая деятельность, не менее ответственная и не менее интересная. Но все же как личность, как профессионал я сформировалась в стенах родного вуза. Конечно, самое большое влияние на мое становление как личности оказал Анатолий Семенович, который сам работал буквально на износ. Зато сколько непосредственной радости было, когда мы заезжали в новые корпуса, когда – сами! – разбивали скверы около них!

  

kak-budto-vchera4

Комсомольский вожак готовится к госэкзаменам

 

Дети осуществили мои мечты – дочь Татьяна стала учителем, а сын Александр серьезно занялся наукой. Сейчас преподает в университете Омска. Дочь живет в Аксу, работает в 28-ой школе. Все хорошо сложилось – муж добрый и работящий встретился, дети заботливыми выросли. Внучка сейчас радует своими успехами. В 2009 году перенесла инсульт, родные, спасибо им, выходили. А родному вузу я как-то уже передавала архивные материалы, накануне одного из юбилеев, Вере в отдел кадров. Вот теперь буду ждать новый. Сколько бы лет ни прошло, а многие события как будто вчера произошли, помню... Вроде бы и не так давно совсем молоденькой ростовчанкой приехала в эти края, сейчас роднее этой земли и нет в мире. Здесь мой дом, моя семья и институт, который дал путевку в большую жизнь. Успехов ему и процветания.

Так не хотелось завершать беседу, но нас с Надеждой етровной ждали дела – мы начали разбирать старые фотографии. Все же удивительно, прошло пять десятков лет, а она до сих пор чувствует себя сопричастной делам родного вуза, радуется хорошим переменам в его стенах. Наверное, такие вот люди, как моя собеседница, и есть по-настоящему наш золотой фонд, наш бесценный духовный капитал… Люди, которые работали бок о бок с первым ректором, были его единомышленниками, формировали в далекие годы прообраз института.

9 сентября этого года Надежде Петровне исполнилось 80 лет, всего за десять дней до юбилея нашей альма-матер. Символично. Здоровья Вам на долгие годы и семейного благополучия!

 

Майя РАХИМЖАНОВА