Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Н.А. Назарбаев

Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

 

2 rectorГосударственный и общест­венный деятель, этнограф, фольклорист, просветитель – все это ипостаси одной незаурядной личности, имя которой только в начале второго тысячелетия вошло в анналы официальной отечественной истории. Но народ сохранил в сердце память о своем Улкен мырзе, как называли простые люди при жизни главу Баянаульского внешнего округа Мусу Шорманова за его щедрость и заступничество перед сильными мира сего. К 200-летнему его юбилею завершается строительство мавзолея из белоснежного мангистауского ракушечника. Что войдет в программу юбилейных торжеств – с этим вопросом мы обратились к члену инициативной группы по организации празднования 200-летия Мусы Шорманова, ректору Павлодарского государственного педагогического университета, рофессору Алтынбеку Нұхұлы

- Само празднование юбилея начнется с открытия мавзолея, который находится на расстоянии километра от родного аула Мусы Шорманова. Затем гости вернутся в Тендык, где состоится открытие нового Дома культуры и музея Ақкелин. Запланировано проведение круглого стола, в котором примут участие известные деятели литературы, крупные ученые со всех регионов Казахстана. В гала–концерте примут участие звезды казахстанской эстрады. Любителей национальных видов спорта порадуют все разновидности скачек, начиная с аламан-байги, казахская борьба. Победителей ждут крупные призы.

- Машины будут разыгрываться?

- Да, нашлись спонсоры, которые взяли на себя решение и этого вопроса. Я хотел бы отметить то, насколько деятельно помогали во всех вопросах, связанных с проведением юбилейных торжеств, жители области. С первых этапов строительства мавзолея, начатого при непосредственной поддержке акима Павлодарской области Болата Жумабековича Бакауова, мы чувствовали помощь земляков. Первыми финансовую помощь оказали известные предприниматели Кобланбек Кожин, Карлыгаш Аубакирова, Габбас Бектуров, Жумабек Камзин, Абызбай Адамов, потомки Мусы Шорманова Софья Байниязова, Саяш Ахметов. И этот список с каждым днем пополняется. Вместе со строительством мавзолея уже проведены работы по благоустройству зирата, на котором похоронены родственники Мусы Шорманова.

- Несколько слов об его ближнем круге…

- Семья Шормановых на протяжении нескольких поколений была высоко почитаема в народе за свои ратные и благотворительные дела. Предок Мусы батыр Мырзагул за доблесть, проявленную в битвах с джунгарами, удостоился захоронения в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави. Ратный подвиг отца повторил в сражениях с калмыками Сати мырза. А отец нашего юбиляра бий Шорман был одним из самых первых казахов, который не будучи из рода торе, удостоился султанского звания. В 1836 году в чине капитана царской армии он утверждается старшим султаном Баянаульского внешнего округа.

Личность Мусы Шорманова вобрала все самые лучшие качества своих предков – острый и глубокий ум, искусство оратора и стойкое мужество воина. Но, что всегда отличало представителей этой династии, это, прежде всего, бескорыстное служение интересам своего народа. Такая деталь: мать Чокана Валиханова Зейнеп приходится Мусе Шорманову родной сестрой. И в духовном формировании первого казахского ученого роль его дяди трудно переоценить. Алькей Маргулан в книге «Воспоминания о Чокане» отмечал, что в доме Шормановых он обнаружил 30 писем, адресованных Мусе Шорманову Чоканом. К сожалению, все они потом были уничтожены.

Над статьей «О кочевках киргиз», которая поднимала острейший на тот период для степняков земельный вопрос, Муса и Чокан работали совместно, отстаивая права своего народа на наделение зимовками и лесными угодьями. Когда Чокан скоропостижно скончался, в течение нескольких лет его дядя ходатайствовал перед колониальными властями о сооружении памятника на его могиле в урочище Алтын-Эмель. И в итоге добился своего.

Путь своего отца продолжил Садуакас Шорманов, широко известный в Степи своими просветительскими и благотворительными делами. На его могиле в эти дни будет установлен надгробный памятник в форме кулпытаса. Будут установлены памятные знаки и на стене русско-казахской школы, открытой в 1903 году, и на месте дома, где жила семья Шормановых. Советская власть жестоко преследовала всех потомков Шорманова, но те, кто выжил, не попав в жернова репрессий, уехав за тридевять земель от родного аула, из поколения в поколение передают историю своего славного семейства. Сообща они выпустили замечательную книгу «Потомки Шормана», которая, я в этом уверен, займет достойное место в экспозиции музея, открытие которого тоже запланировано в дни юбилейных торжеств.

- Широко известна просветительская деятельность Мусы Шорманова, открывавшего первые казахские школы вПавлодарском Прииртышье, способствовавшего продолжению учебы в Павлодаре и Омске. Но Вы упомянули его в качестве защитника народных интересов. Есть ли тому какие-то документальные подтверждения?
WhatsApp Image 2018-08-23 at 16.56.34 1

- Когда 17 лет назад будучи проректором по научной работе ПГУ им.С.Торайгырова я с группой ученых занялся изучением жизни и
деятельности Мусы Шорманова, решили направить для работы в архивах сибирских городов молодого Ернура Рахимова. Нашлось немало любопытных документов, которые высвечивают личность Шорманова как народного заступника. К примеру, зима 1862 года для жителей большей части Северо-Восточного и Центрального регионов Казахстана обернулась страшным бедствием. Сильный джут, приведший к гибели огромного количества скота, подверг народ голоду. Особенно пострадали баянаульцы. Радея за своих сородичей, Муса Шорманов настаивает в своем прошении на том, чтобы омская администрация пересмотрела исчисление скота и снизила налоги. А вот другой документ из архива, свидетельствующий о том, как Муса Шорманов решительно отстранил от власти одного управителя за стеснения вверенного ему народа. Очевидцы вспоминали, что тысячи и тысячи людей вышли встречать в жестокую стужу тело покойного Мусы Шорманова, которое везли из Омска. Так была велика любовь народа к своему Улкен мырзе.

У Ахмета Байтурсынова есть такие слова «Ерім дейтін ел болмаса, елім дейтін ер қайдан болсын…». Настоящего героя рождает сам народ. Сознавал эту нерасторжимую связь и сам Муса Шорманов, который хотел всему миру явить высокий уровень духовной культуры казахов. В 1881 году на Всероссийской промышленной ярмарке, проходившей в Москве, им были представлены уникальнейшие экспонаты казахского национального прикладного искусства. А в 1865-1868 годах на выставке в Москве и Париже чистокровные скакуны, тулпары, представленные Мусой Шормановым, произвели настоящий фурор. Он так гордился своим народом, так мечтал увидеть его в числе самых просвещенных наций мира…

След этой незаурядной личности настолько был ярок в народной памяти, что о нем, минуя идеологические запреты, писали и в советские годы. Академики Алькей Маргулан, Шафик Чокин, Салык Зиманов отдали дань его заслугам в своих трудах. Корифеи отечественной исторической науки Манаш Козыбаев и Абдималик Нысанбаев в первые годы суверенитета инициировали научные исследования жизни и деятельности М. Шорманова. Особо я хотел бы отметить работы главе Баянаульского внешнего округа известного экибастузского краеведа Серика Жаксыбаева, недавно ушедшего из жизни. Благодаря таким смелым исследователям сохранены для потомков воспоминания аксакалов, которым из уст очевидцев довелось узнать подробности жизни этого незаурядного человека.

 

Н. Ремизов