Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Н.А. Назарбаев

"Рухани Жаңғыру"

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Скачать бесплатные шаблоны Joomla

Проект «Мой институт – Отечество мое»

majya-rahimzhanova

Этот проект можно смело назвать народным. Он создается не одним человеком, а, прежде всего, нами всеми, выпускниками вуза разных лет. Ведь по-настоящему наш институт – не пара-другая корпусов, а несколько поколений педагогов и студентов. С их отношениями, воспоминаниями, живым общением.

В одной из статей нашего ректора А.Нухулы мне очень пришлись по душе такие слова: «Ничто не заменит личного общения преподавателя со студентами. Неслучайно вуз называют «альма-матер», что в переводе с латинского буквально означает «заботящаяся, кормящая мать». Вуз – не просто место обучения, а нечто намного большее. Тут особая среда, особый мир, особый дух…». И я, вспоминая студенческие годы в родном институте, прежде всего,  думаю о своих студенческих подругах, вспоминаю нашу группу, самого своего любимого преподавателя, далекого от сентиментальности, грозного Владимира Васильевича Мухина. Благодаря ему самый сложный предмет у филологов, теорию литературы, мы все же осилили. Честно, такого блистательного лектора мне потом не довелось встретить.

А о чем вспоминаете вы? Поделитесь с нами вашими воспоминаниями о студенческих годах, проведенных в стенах нашей с вами общей альма-матер… А я не только буду приберегать присланные вами записи для будущей книги, но и выкладывать в Интернете, именно на этой странице институтского сайта. Присылайте, буду ждать! А сейчас о тех, кого я уже допросила с пристрастием…

Майя Рахимжанова

  

kak-budto-vchera1Впервые о Надежде Петровне Балан я услышала от одной из первых выпускниц института Валентины Васильевны Шершневой, когда искала материалы книги об истории вуза, его первом ректоре. «В Аксу живет человек, который тебе поможет, езжай к ней. Она не только одна из первых студенток вуза, но и первый секретарь институтского комитета комсомола, незаменимая помощница Анатолия Семеновича», посоветовала Валентина Васильевна, дав мне домашний телефон этого человека. И вот я, договорившись о встрече, сижу с Надеждой Петровной в ее уютной квартире.

Передо мной лежат поистине исторические документы, относящиеся к периоду становления Павлодарского педагогического института. Студенческий билет Нади Балан, датированный 1963 годом, памятка делегату первой комсомольской конференции Павлодарского института, состоявшейся в 1964 году, с повесткой дня, регламентом и песнями, Устав первого комсомольского студенческого строительного отряда, многочисленные грамоты Надежды Петровны – и как комиссару первого стройотряда пединститута, и как комсомольскому вожаку, и как делегату первого (!) съезда женщин Павлодарской области… А сколько фотографий, запечатлевших не только студентов тех лет, но и первого ректора вуза Анатолия Семеновича Катеринина. Таких снимков точно не найти даже в нашем музейном архиве.

Напротив меня седовласая доброжелательная собеседница, которая до слез была растрогана вниманием руководства вуза, передавшего ей добрые слова пожеланий и гостинцы накануне Наурыза. За чашкой чая Надежда Петровна вернулась на более чем полвека назад, вспоминая первые годы института, свою студенческую молодость, дела давно минувших дней.

Сама я родом из старинного русского города Ростова-на-Дону, в семье нас было восемь детей. Но не бедствовали, жили, как все в послевоенные годы. Я окончила политехникум связи и рванула в 1958 году на целину. Такими уж были мы, советские юноши и девушки, в ту пору романтики. Приехала в Павлодарскую область, где поработала в нескольких районах – везде же надо было налаживать связь, но в сердце больше всего запала Железинка. Места там красивые, околки березовые, Иртыш рядом. Конечно, после мягких и малоснежных ростовских зим злые павлодарские морозы радости не прибавляли. И хотя профессия у меня была востребованная, освоила я и трактор. В посевную не хватало рабочих рук, да и в уборку они были на вес золота, и мы, молодые целинники, садились за руль железного коня и помогали механизаторам. Стала вроде обвыкаться на месте, и тут на глаза мне попала заметка, что в областном центре открывается пединститут. Решила сестренку Любу – как раз она школу окончила – позвать к себе из Ростова-на-Дону, отвезти поступать в новый вуз. Пусть, думаю, потом здесь со мной рядом и останется хоть одна родная душа. Поступать поехала она не одна, я поехала как старшая. Не заметила, как и сама стала студенткой нового института (Смеется). Вот так на пару с сестренкой и сменила профессию связиста на профессию учителя.

 

Надежда Петровна, за давностью лет открытие вуза связывают не со старым зданием седьмой школы, а с новым, нынешним, который был сдан в эксплуатацию тоже в 1962 году. Так, где же на самом деле сдавали документы первые студенты вуза?

В одноэтажном старом здании, которое и на самом деле было прежним зданием седьмой школы. Здание это историческое, там много чего до того размещалось. Это уже когда Анатолий Семенович (ректор – М.Р.) отвоевал для нас новое здание третьей школы, что располагалось по улице Куйбышева (ныне Торайгырова – М.Р.), мы первое время продолжали жить в старом здании, в новом учились. Потом, когда обустроились полностью в новом здании, все перебрались туда. Там у нас и учебные аудитории были, и администрация с педагогами расположилась, и общежитие, в котором жили все приезжие студенты. На одном этаже парни, на другом – девушки. И учились там, и вечера проводили. В общем, настоящий второй дом. Жили дружно и весело, все друг друга знали – стали, как одна семья.

 

После того, когда в вузе была создана комсомольская организация, которую студенты доверили возглавить Вам, чаще довелось общаться с Анатолием Семеновичем Катерининым, советоваться, может, даже спорить… Каким он Вам запомнился?

Строгость и простота – я бы назвала, прежде всего, два этих качества, которые отличали нашего ректора. При всей его интеллигентности общения никто из нас, студентов, и подумать не мог о фамильярности. Хотя проявление любой инициативы наш ректор приветствовал, у нас многое делалось в вузе на общественных началах. Мы его крепко уважали, знали, как он заботится об институте и о нас. Анатолий Семенович так искренне радовался нашим, даже вроде бы малюсеньким достижениям, что здесь уместно говорить о настоящей отеческой заботе. Он и нас учил, чтобы мы к родному вузу относились как к своему дому. Мебели в новом здании не хватало, так мы, студенты, в столярной мастерской сами ее делали, сами отличный спортзал соорудили. Агробиостанция, радиокружок – это тоже задумки ректора. Мы ни в чем не хотели уступать индустриальному. Была между двумя вузами некоторая состязательность. Когда у них стройотряд появился, некоторые из наших в него записались. Потом при поддержке Анатолия Семеновича создали свой стройотряд.

 

Вот у меня в руках документы, связанные со стройотрядовским движением в пединституте и, в частности, с Вами – Почетная грамота облисполкома за участие в ССО, приветственное письмо обкома комсомола, областного штаба ССО в ознаменование 20-летия стройотрядовского движения как его ветерану. Там есть такие слова: «Вы во всем и всегда были первыми, по зову сердца пошли создавать студенческую планету – целину…». Какой она запомнилась, эта стройотрядовская страда?

Как одна из самых замечательных студенческих традиций. Поблажек нам, студентам пединститута, не было. Так же, как и бойцы из индустриального института, строили хозяйственные объекты на селе. Потом уже было пять отрядов, в каждом из которых – три десятка человек. За каждым отрядом были закреплены опытные мастера, как правило, студенты стройфака индустриального института. Ставили сельчанам концерты, когда заканчивался трудовой день. Отличием стройотрядов пединститута было то, что каждый из наших отрядов брал с собой на студенческую целину двух «трудных» подростков из школ и других детских учреждений Павлодара. Комиссарить в ССО было полезным для меня лично и тем, что только в совместном труде ты по-настоящему узнаешь каждого. Все, как на ладони – кто выкладывается на сто процентов, а кто (таких было мало и в следующие сезоны их уже не брали) поехал только за длинным рублем.

  kak-budto-vchera2

Комсомольское собрание ведет Надежда Балан

 

kak-budto-vchera3

«Легкий перекус» вместе с ректором на субботнике

 

Как сложилась Ваша жизнь, кем трудятся дети? Что вспоминается из студенческих лет?

Я благодарна студенческим годам – столько друзей, столько впечатлений. Столько живой работы. Какой у нас был ректор!.. Столько строилось зданий для вуза – два общежития сдали, затем новый корпус на Мира появился. Анатолий Семенович на этих стройках допоздна проводил. Мне же посчастливилось стоять у истоков комсомольской организации, первой ее возглавить, побывать на многих республиканских комсомольских конференциях и семинарах. Так ярко запомнилась поездка в Кремлевский Дворец съездов, где перед комсомольскими лидерами выступала тогда еще молодая Александра Пахмутова. В той поездке со мной была и Валентина Шершнева. Но моя комсомольская нагрузка нисколько не снимала спроса со стороны преподавателей. После окончания института я поступила работать на кафедру педагогики, сдала кандидатский минимум. Анатолий Семенович (ректор – М.Р.) советовал: «Ты, Надя, так срослась с комсомолом, напиши научную работу об его истории, становлении в нашей области. Интересная ведь может получиться диссертация». Сдала кандидатский минимум, но, к сожалению, человек предполагает, а Бог располагает. Вышла замуж, родились дети. Потом была другая деятельность, не менее ответственная и не менее интересная. Но все же как личность, как профессионал я сформировалась в стенах родного вуза. Конечно, самое большое влияние на мое становление как личности оказал Анатолий Семенович, который сам работал буквально на износ. Зато сколько непосредственной радости было, когда мы заезжали в новые корпуса, когда – сами! – разбивали скверы около них!

  

kak-budto-vchera4

Комсомольский вожак готовится к госэкзаменам

 

Дети осуществили мои мечты – дочь Татьяна стала учителем, а сын Александр серьезно занялся наукой. Сейчас преподает в университете Омска. Дочь живет в Аксу, работает в 28-ой школе. Все хорошо сложилось – муж добрый и работящий встретился, дети заботливыми выросли. Внучка сейчас радует своими успехами. В 2009 году перенесла инсульт, родные, спасибо им, выходили. А родному вузу я как-то уже передавала архивные материалы, накануне одного из юбилеев, Вере в отдел кадров. Вот теперь буду ждать новый. Сколько бы лет ни прошло, а многие события как будто вчера произошли, помню... Вроде бы и не так давно совсем молоденькой ростовчанкой приехала в эти края, сейчас роднее этой земли и нет в мире. Здесь мой дом, моя семья и институт, который дал путевку в большую жизнь. Успехов ему и процветания.

Так не хотелось завершать беседу, но нас с Надеждой Петровной ждали дела – мы начали разбирать старые фотографии. Все же удивительно, прошло пять десятков лет, а она до сих пор чувствует себя сопричастной делам родного вуза, радуется хорошим переменам в его стенах. Наверное, такие вот люди, как моя собеседница, и есть по-настоящему наш золотой фонд, наш бесценный духовный капитал… Люди, которые работали бок о бок с первым ректором, были его единомышленниками, формировали в далекие годы прообраз института.

9 сентября этого года Надежде Петровне исполнилось 80 лет, всего за десять дней до юбилея нашей альма-матер. Символично. Здоровья Вам на долгие годы и семейного благополучия!

 

Майя РАХИМЖАНОВА

aleksandr-vasilevichЕго работы отмечены наградами на многих смотрах мировой фотографии. «Фотоработы Александра Пархоменко - это особая стихия, в которой сочетаются европейская культура и восточное созерцание, заставляющее останавливаться перед каждой из работ автора, подолгу смотреть, задумываясь и размышляя», – такую высокую оценку дала зарубежная пресса работам мастера. Каждая фотография большого мастера – история. Миг нашего жития-бытия. Но помимо того, что Пархоменко – известный в мире фотохудожник, он еще и выпускник Павлодарского педагогического института, который в преддверии юбилея собирает под свое крыло всех своих выпускников. Но и они не остаются в стороне от предъюбилейных хлопот своей alma mater. Человек крайне занятой, он все же уделил нам время, когда встретились с ним в НПЦ «Ұлағат».

- Александр Васильевич, прежде всего примите благодарность за деятельное участие в подготовке юбилея вуза. Ваши разнообразные увлечения в студенческие годы говорят о том, что Вы в какой-то мере были на распутье, выбирая, чему же себя посвятить. С одной стороны созданная Вами же в областном Дворце школьников им. В. Катаева фотостудия  «Фотон» с другой – участие в научно-исследовательских экспедициях Академии наук Казахстана. И если бы любовь к фотографии не перетянула, мы бы сейчас вели беседу с ученым-биологом или орнитологом?

- Получилось так, что я попал на практику на легендарную Чокпакскую орнитологическую станцию, одно из немногих уникальных мест на Земле, где представлена практически полная орнитофауна огромного региона. Расположен он между двух горных хребтов – Таласским Алатау и Каратау. Перевал достигает 1200 метров над уровнем моря, образуя между скалами некое подобие бутылочной воронки. И именно в эти «ворота» устремляется огромное множество мигрирующих птиц. Огибая горы, большие стаи птиц весной летят через перевал с запада на восток, а осенью - с востока на запад, оказываются в самом узком месте, окружённом высокими горами, в самом «бутылочном горлышке». Этим и пользуются орнитологи, расставляя на их путях огромные ловушки. За полвека работы станции, насколько мне известно, было отловлено и окольцовано более 280 видов. А когда мы впервые попали на Чокпак с сокурсником Змеевским, были поражены огромными сетями, растянутыми между столбами, своеобразными птичьими ловушками. Каких разных птиц довелось нам там увидеть! Первым моим самостоятельным «уловом» была золотистая щурка, птица изумительной окраски, предпочитающая тропиках. Потом была и зеленая щурка… Мы их привезли в коллекцию институтского музея. Точнее, тушки этих птиц, из которых потом таксидермист и делал чучела.

zolotistaya-shchurka

Золотистая щурка (слева), зеленая щурка (справа)

Большой удачей было то, что нам довелось поработать с учеными-орнитологами, которыми руководил профессор, доктор биологических наук Анатолий Фёдорович Ковшарь. В свое время он принимал активное участие в создании Чокпакской орнитологической станции. Тогда он был главным ученым-орнитолгом Казахстана, сегодня – президент Менз­бировского орнитологического обще­ства, объ­единившего орнитологов всего бывшего Союза. И работа на станции нам, практикантам, понравилась, и предложения были от наших научных руководителей работать дальше в этом направлении… Тем более, что работа с фотокамерой в орнитологической среде ценится довольно высоко. Но, видите, все же я выбрал другой путь. У каждого в жизни свой Чокпак. Однако экспедиции эти остались в памяти как одни из самых ярких событий студенческих лет. В педагогической ипостаси я все же состоялся. Начинал после окончания вуза в городской школе №4, более двадцати лет руководил фотостудией при Дворце пионеров. В 1986 году она получила звание образцового народного детского коллектива – всего одна из трех на весь Советский Союз. Такие студии были только в Красногорске под Москвой, в Тирасполе и у нас в Павлодаре. Сегодня преподаю студентам госуниверситета.

- Биолого-химический факультет, в просторечии БХ, всегда жил особенно насыщенной жизнью: и агробиостанция, и палеонтологический музей, и музей флоры и фауны Павлодарского Прииртышья... Такого разнообразия на других факультетах не было. Что было Вам ближе всего из перечисленного, или фотодело – Ваше Все? 

- Все было интересно. Да, такое разнообразие, конечно же, основательно расширяло кругозор студентов БХ. Каждый мог найти дело по душе. Я в 1977 году организовал детскую фотостудию «Руссар» при Ильичевском районном Доме пионеров. Затем, учась на химико-биологическом факультете педагогического института, создал фотостудию «Фотон» в областном Дворце школьников, а в вузе вел фотоклуб «Таир». У нас была дружная группа, всего двое парней, остальные все девчата. С Гульжан Кожамжаровой, нашей старостой, встретился в прошлом году в Москве на своей персональной фотовыставке «Казахстан — земля и люди». Она уже долгие годы проживает в Москве, состоялась как ученый, занимается бизнесом и общественной деятельностью. Вспоминали, конечно, общих павлодарских друзей, студенческие годы. Еще один наш земляк, проживающий в Москве, пришел на выставку – известный кинорежиссер Владимир Хотиненко. Такая вот пришла на выставку «московская» группа поддержки.

- С кем из студенческих друзей близки до сих пор? Кого из вузовских своих педагогов Вы бы хотели персонально поздравить с приближающимся юбилеем?

- Друг Сергей Монаков состоялся как ученый-гельминтолог, нынче доктор биологических наук. С Юрой Сафроновым по-прежнему близко общаемся, он занимается частным предпринимательством. А преподавателей хотел бы всех поздравить. Это, прежде всего, их праздник. Особенно тех, кто не ушел из вуза в начале 90-х, когда вузы переживали не самые лучшие времена. Большая благодарность нашему декану Каирбаю Уразамбетовичу Базарбекову, который так много сделал для развития инфраструктуры факультета. Нам, выпускникам БХ, есть что вспомнить.

- Выставки Ваших работ исколесили весь мир – Испания, Аргентина, ФРГ, Болгария, Чехия, Сингапур и еще с десяток стран, были отмечены многими мировыми наградами. Нет ли желания провести в стенах alma mater накануне празднования ее 55-летия?

Я и так сейчас с вами в общем процессе подготовки к юбилею вуза, а там  уж как звезды сложатся. Но, в принципе, всегда рад встречам со студентами, рассказывать о секретах фотоискусства можно бесконечно. Только на одну историю развития фотографии, которая насчитывает 180 лет – от даггеротипа до современных цифровых фото – сколько часов уйдет. А секреты фотодела… Ты ведь запечатлеваешь миг, который же никогда не повторится. Есть в этом своя магия. Для меня важно, чтобы мои фотографии не молчали, когда фотография «говорит», цель достигнута. Если кто-то из студентов захочет приобщится к фотоделу, буду рад помочь в первых шагах освоения мастерства. На Чокпакской станции ученые часто повторяли, что для орнитологов и птиц нет границ. Так и нет границ для фотоискусства. Я до сих пор вспоминаю, как начинал заниматься фотографией пятиклассником, и был у меня на то время фотоаппарат «Смена 8-0» за 15 рублей, деньги по тем временам немалые. Именно с этого подарка родителей все и началось...

М.Рахимжанова