Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.

Н.А. Назарбаев

Joomla модули на http://joomla3x.ru и компоненты.

Г. Ж. Курмангазина
ПГПУ, г. Павлодар

Просветительство стало ведущим направлением общественно-политической мысли казахского социума во второй половине ХІХ и начале ХХ вв. Идеи защиты неграмотного и непросвещенного, в основной массе, казахского населения от произвола и угнетения царских властей овладевало умами многих просвещенных казахов.

Особое внимание этому было уделено в проекте программы партии «Алаш» (опубликованном 21 ноября 1917 года), в котором указывалось: «Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах обучение должно вестись на родном языке. Киргиз-кайсаки должны иметь свои средние и высшие учебные «заведения, включительно до университетов». Для того чтобы выработать программу действий в условиях, сложившихся после Октябрьской революции 1917 года, в декабре 1917 года в Оренбурге состоялся Второй Общеказахский съезд. На повестку дня был также вынесен вопрос об образовании. [1, с. 10]

Решением этого вопроса в области культуры, новой властью Советов была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию. В условиях строительства социалистического государства встала необходимость: в ликвидации неграмотности; в подготовке кадров; в повышении культурного уровня трудящихся.

26 декабря 1919 г. был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Для достижения этой цели была создана Грамчека – чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72232 человека. Был объявлен массовый культпоход в аул. Созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были открыты школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали мини-школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 г. ЦИК и СНК КАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования.

В 1936 г. в пунктах по ликвидации неграмотности обучалось более полумиллиона человек. В 1939 г. грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения – 40%.

Эффективность работы учителей школ для взрослых возросла в результате методической помощи журнала «Аул мугалим» («Аульный учитель»), республиканской газеты «Тоте жол» («Прямой путь»).

В 1928 г. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. В 1940 г. – письменность была переведена с латиницы на кириллицу, эта реформа искусственно оторвала казахский народ от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии. Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 1950-х гг.

На ускорение процесса культурного строительства существенно повлияли деятели Алаш. Они принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке. А. Байтурсынов стал автором учебного пособия по родной речи, учебников для системы ликбезов иллюстрированного букваря. Ж. Аймауытов – методики преподавания родного языка, ставившей проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся. К. Сатпаев – составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке. А. Букейханов – автор учебника по географии. С. Сейфуллин, С. Садуакасов, Г. Мусрепов, М. Дулатов, М. Жолдыбаев, М. Жумабаев, К. Кеменгеров и др. – приняли активное участие в создании учебников и учебно-методической литературы для казахских школ. А. Байтурсынов, А. Букейханов, С. Садуакасов, Х. Болганбаев, Ж. Аймауытов выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А. Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.

Формированию национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности способствовало завершение ликвидации неграмотности среди взрослого населения; введение всеобщего обязательного начального обучения; вовлечение в школу девушек восточных национальностей.

Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 г. только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. За 1925-1932 гг. число педагогических техникумов увеличилось с 14 до 29 с 4821 учащимся.

Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В 1930-е гг. там обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 г., которому в 1935 г. было присвоено имя Абая (ныне Казахский Национальный Педагогический Университет). Росла сеть культурно-просветительных учреждений и массовых библиотек, клубных учреждений. Широко практиковались культэшелоны, культбригады.

Большой вклад в научные исследования были внесены учеными Казахстана: С. Асфендияровым (в 1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен»); С. Сейфуллиным, С. Мукановым, А. Байтурсыновым, K. Жубановым созданы обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 20-З0-е гг.;

Огромный вклад в казахское советское искусство внесены: С. Сейфуллиным (пьеса «Красные соколы»), Б. Майлиным «Шаншар молда» (пьеса «Хитрый мулла»).

Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. У ее истоков стояли С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, Г. Мусрепов и другие.

Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение С. Сейфуллина «Марсельеза казахской молодежи», в 1927 г. вышел его историко-революционный роман «Тар жол, тайгак кешу» («Трудный путь, опасный переход»), «Советстан», «Кокшетау»; М. Жумабаевым написаны стихотворения «Свобода» (1918 г.), «Красный флаг»; И. Жансугурова «Кулагер»; Б. Майлина – «Азамат Азаматыч»; Ж. Аймауытова – «Карткожа» и др. Огромные успехи достигнуты в казахской драматургии: «Жалбыр» Б. Майлина; «Мансапкорлар» («Карьеристы»), «Ел корганы («Оплот народа») Ж. Аймауытова и др.

Казахские писатели также внесли свой вклад в процесс взаимного обогащения литератур: М. Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М. Горького, В. Иванова, Д. Мамина-Сибиряка; А. Байтурсынов – перевел басни И. А. Крылова; Ж. Аймауытов – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера, Г. Тукая, пролетарский гимн «Интернационал». Искусным переводчиком проявил себя А. Букейханов, лидер казахской дореволюционной интеллигенции.

Были и отрицательные аспекты в области культурного строительства: террор и истребление национальной интеллигенции; тоталитарное идеологизирование культуры народа; отсутствие понятия «национальная культура» и замена его понятием «интернациональная культура», она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали многих представителей казахской интеллигенции. Сталинским репрессиям 1930-х гг. подверглись практически все алашевцы: приговорены к расстрелу А. Бокейханов, Аймауытов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов и др.

Таким образом, время 1920-1930-х гг. – это сложный период в истории культуры Казахстана, время достижений в области образования и науки, а также успехов в литературе, искусстве, негативных последствий.

Это было время, когда высоких темпов достигла ликвидации неграмотности; осуществлено всеобщее обязательное начальное образование; сформирована профессиональная система образования; сформированы новые отряды интеллигенции; шло становление культурных очагов. В 1939 г. грамотность населения всей республики достигла 65%, среди казахского населения – 40%. А к 1940 г. ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена.